Водные процедуры

Водные процедуры

Непривычная речная картина встречает нижегородцев этим летом: полное запустение на  рейдах там, где раньше стояли четырёх- и  трёхпалубные туристические лайнеры.

Мелко плаваем

Сейчас, чтобы попасть на  теплоход, необходимо на  автобусе доехать до  Городца. Путь неблизкий  — 60  км — и  долгий, особенно если на  этом, достаточно загруженном, направлении окажется пробка.

По  оценке экспертов-гидрологов, с  2014 года в  стране начался период маловодья. По  их  же прогнозам, запасы воды в  бассейнах российских рек пополнятся, в  лучшем случае, только в  2017-м. И  то, что несколько лет назад казалось всем страшным прогнозом, сейчас обернулось реальностью, представляющей серьезную угрозу транзитному судоходству.

Городецкое мелководье стало непреодолимым порогом не  только для круизного флота, но  и  для большегрузных составов. Они вынуждены сутками простаивать в  ожидании воды на  рейдах Балахны, Городца, Нижнего Новгорода. Если сложить время, потраченное на  эти ожидания, то  получится, что почти для двух десятков сухогрузов-пятитысячников типа «Волго-Дон» навигации как не  бывало. Несут потери судовладельцы. Грузы, традиционно перевозимые водным транспортом, могут постепенно уйти с  реки на  и  без того перегруженные автомобильные дороги либо на  железную дорогу, где с  подвижным составом негусто. Вернуть  же грузы на  голубые магистрали будет намного сложнее.

Альтернативы гидроузлу нет

Решить проблему городецкого мелководья может Нижегородский низконапорный гидроузел. На  реализацию этого проекта в  федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на  2010–2020 годы» заложены 41,6  миллиарда рублей. Однако до  сих пор остаётся нерешённым вопрос по  установлению постоянной отметки уровня воды Чебоксарского водохранилища. Эксперты Минтранса России и  Росморречфлота, изучавшие проектные материалы по  поднятию отметки водохранилища, не  поддерживают его наполнение до  68  метров. Категорически против 68-й отметки и  губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. На  недавно прошедшем на  Нижегородской ярмарке международном форуме «Великие реки-2015» глава региона подчеркнул, что 68-я отметка неприемлема для области. Единственную альтернативу ей  он  видит в  строительстве низконапорного гидроузла.

—  Низконапорный гидроузел будет обеспечивать нормальные судоходные условия с  гарантированными глубинами 4,0  метра от  проектного уровня на  проблемном участке Волги, а  также на  порогах камер шлюзов №  15–16 Городецкого гидроузла,  — говорит руководитель администрации Волжского бассейна Дмитрий Бессмертный. —  В  июле прошлого года был заключён контракт на  выполнение проектных работ по  объекту «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла». Его цель  — сохранение сквозного судоходства на  Волге как водном пути международного значения, создание инфраструктуры, обеспечивающей ускорение транспортировки грузов и  снижение транспортных издержек. Администрация Волжского бассейна является заказчиком проектных работ.

Транзит против болота

—  Одна из  особенностей этого проекта  — создаваемое водохранилище,  — поясняет инженер-эколог Алексей Бодяжин. —  Оно будет транзитным, запасы воды в  нём не  будут аккумулироваться, а  значит, здесь не  образуется застоявшееся цветущее болото. Новое водохранилище будет руслового типа. По  основному руслу реки оно пройдёт по  территории двух районов Нижегородской области  — Городецкого и  Балахнинского, частично затронув территорию Сормовского района областного центра.

При наполнении водохранилища зона постоянного затопления может незначительно увеличиваться по  сравнению с  существующим положением, в  то  же время зона паводкового затопления останется практически неизменной. В  зону затопления попадут, в  основном, многочисленные прибрежные отмели. По  завершении навигации будет производиться полная сработка водохранилища до  уровня нижнего бьефа, после чего этот участок станет таким, как был раньше, в  бесподпорном состоянии. Это позволит понизить уровень подтопления прилегающих земель и  уменьшить нагрузку на  окружающую среду.

Для контроля за  гидрологической ситуацией в  зоне влияния будущего водохранилища создаётся контрольно-наблюдательная сеть, элементы которой расположены по  правому и  левому берегам реки. Данные, полученные по  результатам наблюдения (на  сегодня подготовлено уже 16 томов таких материалов), будут положены в  основу модели подтопления территорий при создании водохранилища и  послужат базой для прогноза оценки воздействия на  окружающую среду.

На  все вопросы, которые могут возникнуть у  нижегородцев по  проектированию низконапорного гидроузла, могут ответить эксперты. В  Нижнем Новгороде открыта общественная приёмная. Она располагается на  Нижне-Волжской набережной.



Приволжский округ Башкортостан Марий Эл Мордовия Татарстан Удмуртия Чувашия Пермь Киров Нижний Новгород Оренбург Пенза Самара Саратов Ульяновск

RSS рассылка

Другие новости

Другие новости

Обьявления